Интервью Б.К.С. Айенгара, «Yogasara» № 1, 1993
Сокращенный вариант интервью из журнала «Yogasara» № 1, 1993, ed. par l'Association Francaise de Yoga Iyengar, Paris. Печатается с разрешения
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ» № 1, 1998
Б.К.С.Айенгар — всемирно признанный авторитет в области теории и
практики йоги. Внес большой вклад в развитие йоги в наше время,
восполнив пробел в техническом выполнении асан и методике преподавания
йоги. Айенгар досконально изучил влияние асан и дыхательных техник на
человеческий организм на всех уровнях от физического до духовного. Свои
открытия он описал в книгах, ставших классическими ( некоторые из них
переведены на русский язык). Айенгар преподает йогу уже более 60 лет. Он
живет в Индии в городе Пуна, где основал Институт йоги, куда приезжают
обучаться люди со всех континентов.
В последнее десятилетие на Западе возник чрезвычайный интерес к йоге. Как Вы думаете, почему?
Этот интерес возник по той простой причине, что ни технический
прогресс, ни материальное благосостояние и комфорт не принесли покой уму
и не дали свободу телу. Начать заниматься йогой — это получить опыт
освобождения тела и непринужденного состояния ума. Поэтому это учение
вызвало повышенный интерес, так как люди стремятся к тому, что может
сделать их счастливыми. Человечество уже достигло верха материального
благосостояния.
Но волнение и беспокойство продолжаются?
Конечно, именно поэтому вы обращаете свои взоры к Востоку, так как
там уже давно известны способы правильного расслабления и достижения
покоя.
Часто известность приносит вред истинной природе человека. Не думаете ли Вы, что это может распространяться и на йогу?
Конечно, это возможно Мы пытаемся улучшить свои физические,
интеллектуальные и духовные качества, но когда человек входит в контакт с
самим собой, у него возникает чувство гордости, а также желание
известности и славы. Он даже забывает смысл своей практики. Ум
немедленно проецирует «я хочу быть знаменитым» точно так же, как у
актеров, актрис, всех тех, кто одержим созданием культа своей личности.
Как бы ни были искренни и правдивы стремления индивидуума к
совершенствованию, все равно возникают проблемы.
Существует ли религиозная догма, связанная с практикой йоги?
Йога — это работа над собой, которую нельзя уподобить религии.
Вот и развеян один из мифов, но существует много других. Я
полагаю, что для большинства людей цель йоги заключается в том, чтобы
ходить босиком по раскаленным углям и показывать акробатические трюки.
Это не так. Какова же все-таки истинная цель йоги?
Цель йоги — развивать смирение в совершенном разуме. Патанджали
указывает в «Йога-сутрах», что нужно очистить разум практикой йоги так,
чтобы распространять ее свет без высокомерия.
Люди испытывают страх, когда речь заходит о том, что они должны измениться.
Это правда.
На Западе много разных видов и школ йоги. Как сделать правильный выбор?
Это очень хороший вопрос, так как на Западе не знают фундаментальные
принципы йоги. Я написал книгу о йоге, которую назвал «Прояснение йоги».
Представим, что кто-то другой тоже написал книгу и озаглавил ее,
например, «Пробуждение посредством йоги». Названия разные, но содержание
не может отличаться, так как оно черпается из одного источника. Те, кто
изучали эти вопросы, указывают только четыре пути. 1-й — путь действия,
2-й — знания, 3-й — любви, 4-й — путь йоги.
Йога, отвечая на ваш предыдущий вопрос, постепенно видоизменялась
таким образом, что ее стали называть Мантра йога, Лайя йога, Раджа йога,
Хатха йога, Тантра йога. Эти названия появились позже, но существует
только одна йога, когда речь идет об объединении «Я» со своим высшим
«Я». Нельзя говорить, что Хатха йога — физическая йога, а йога
Патанджали — умственная. Отличаются только определения — в одной книге
говорится: «Контролируйте ваш ум», в другой: «Контролируйте тело и ум,
чтобы соединиться с Богом», но цель одна и та же.
У нас есть руки, ноги, эмоциональный центр и голова, чтобы думать. Путь
действия связан с органами действия и восприятия(руками, ногами и т.
д,), путь знания — с использованием интеллектуальных способностей, путь
любви определяется эмоциональным центром. Бог дал эти три пути каждому
человеку: руки, ноги для осуществления действия, мозг для познания и
эмоциональный центр для чувств и любви. Средоточие сострадания и
доброжелательства не голова, а сердце.
Итак, каждый из нас, благодаря Богу, располагает возможностью
воспользоваться этими путями, чтобы реализовать чистоту действия,
знания, любви. 4-й же путь — йога — является инструментом, который
позволяет овладеть тремя первыми. Таким образом, йога становится
источником трех других путей, о которых нам поведали древние мудрецы.
Сегодня мы располагаем большим количеством книг о йоге. Нужен ли в таком случае учитель?
Любое субъективное знание, без сомнения, нуждается в подкреплении со
стороны опытного учителя. Что же касается истинности передаваемого
знания, скажу, что хорошая книга принесет больше пользы, чем плохой
учитель, если, конечно, вы найдете действительно хорошую книгу.
Каковы тогда качества хорошего учители йоги?
Или просто хорошего учителя? Главное достоинство обучающего
заключается в способности оценить своего ученика. Учитель должен уметь
опуститься на уровень ученика и постепенно поднимать его до своего
уровня. Если преподаватель может это сделать, то он превосходен.
Многие учителя кичатся тем, что были в Индии. Необходимо ли действительно там побывать, чтобы стать хорошим учителем йоги?
Если у вас есть хороший учитель, нет необходимости ехать в Индию. В
противном случае (так как хорошие учителя — редкость в наше время) лучше
отправиться в Индию. Но речь идет не о том, чтобы туда съездить и потом
всем рассказывать об этом, а о том, чтобы извлечь все самое лучшее из
обучения.
Значит, ученик должен быть очень критичным, задавать вопросы,
сравнивать и не удовлетворяться первым попавшимся учителем, который
вернулся из Индии?
Вот именно. Так как родина йоги — Индия, когда учитель объявляет, что
он был в Индии, люди думают: «О, он видел истоки». Не стоит
поддерживать зту иллюзию, которая хороша только для того, чтобы
раздувать ego (самость) и писать пустые книги вместо того, чтобы служить
йоге.
Слово «гуру» широко употребляется на Западе.
«Гу» — означает «сумерки», а «ру» — «знание». Тот, кто уводит своего ученика из темноты к свету знаний, называется гуру.
Вас зовут Гуруджи. С каких пор?
Сначала никто не называл меня Гуруджи. Я обучаю йоге с 1936 г., но
только 10 лет назад меня стали так называть. Сегодня меня продолжают
называть Айенгар или господин Айенгар, но те, кто имел возможность быть
со мной и увидеть свет, который до них доходил, называют меня Гуруджи. Я
не говорил, чтобы меня называли гуру, вместе с тем я не думаю, что
среди двух миллиардов мужчин и женщин существует другой человек,
занимающийся йогой, который до конца проверил на собственном опыте, что
приносит пользу, а что вредно при выполнении каждой из асан и каждой
техники дыхания.
Почему вы пользуетесь таким уважением во всем мире?
По-моему, благодаря искренности, цельному характеру, честности, преданности практике йоги.
Из литературы известно, что начало Вашей практики не было легким. Что Вас толкнуло на путь йоги?
Первые годы были очень тяжелыми. Мне не из чего было приготовить еду
даже раз в неделю. Я питался водой. Не знаю, что толкнуло меня
заниматься йогой. Она меня не интересовала. Я страдал от туберкулеза,
мое здоровье было очень плохим. Пенициллина не было, как, впрочем, и
никаких других лекарств. Муж сестры, который стал моим гуру, сказал:
«Почему бы тебе не делать несколько поз, чтобы улучшить здоровье?». И я
подумал: «Почему бы не попробовать. Это все же лучше, чем вести
паразитический образ жизни». Но, после того как я начал заниматься,
прошло два или три года, прежде чем мое здоровье начало поправляться.
В то время женщины в Индии обучались отдельно от мужчин и не хотели,
чтобы им преподавал йогу взрослый мужчина (а мне было тогда только
16 лет). Они сказали моему Гуруджи: «Мы не хотим работать с вами, но
могли бы заниматься с этим мальчиком, если он способен преподавать. Мы
хотим приобщиться к йоге. Найдите решение». Гуруджи обратился ко мне:
«Они желают, чтобы ты их обучал». На это я ответил, что ничего не умею.
«Учи тому, что ты знаешь», — сказал он.
Так все и началось. Я стал развиваться. Не владея мастерством выполнения
поз, я был вынужден обратиться к многочисленным книгам, ко всем книгам о
йоге. Тогда о йоге почти ничего не было известно. Книги были полны
«воды», выдавая недостаток практики их авторов. Когда я смотрел на
иллюстрации, то видел, что изображение не соответствует описанию,
представленному в тексте. Я понял, что йога — это совсем другое.
Известно, что в начале этого периода проб и ошибок, при обучении
Вы старались воссоздать в своем теле боль, которую испытывали ваши
ученики, чтобы оказать им более эффективную помощь. Как это происходило?
Даже сегодня я продолжаю действовать таким же образом. Когда я вижу
человека, то наблюдаю за тем, как он ходит, как стоит, и воспроизвожу
его недостатки в своем теле — начинаю двигаться так, как он. Тогда я
понимаю, какие мускулы нуждаются в работе.
Но сегодня мне достаточно просто взглянуть на кого-то. В течении 55 лет
непрерывной практики мои пальцы коснулись примерно 200000 человек. И
теперь просто дотронувшись, я могу сказать, что происходит. Моя кожа и
глаза стали настолько чувствительными, что достаточно просто
прикосновения, чтобы понять в чем дело. Вы можете называть это
йогической интуицией.
Не могли бы Вы нам рассказать, что такое здоровье?
Здоровье зависит от состояния клеточной системы, так как миллиарды и
миллиарды клеток рождаются и умирают меньше чем за одну секунду. Наша
повседневная жизнь сравнима с мертворожденым ребенком. Роды прошли
благополучно, но ребенок лишен жизни. Точно также происходит и с
большинством наших клеток, которые умирают, едва появившись на свет.
Практика йоги, будь то асаны или пранаяма, позволяет этим клеткам жить,
порождать жизнь и умирать только после того, как они послужили телу в
качестве необходимых элементов. Это я и рассматриваю, как превосходное
здоровье.
Итак, очень важно делать асаны. Расскажите, пожалуйста, чем позы отличаются от других упражнений?
Другие упражнения воздействуют на физическое тело; кости, мускулы и
суставы. Но йог знает, что это только периферия тела, и не
останавливается на этом. Он проникает на физиологический уровень,
воздействуя, например, на печень, селезенку, поджелудочную железу,
дыхательную и кровеносную системы. В этом отличие йоги от других
упражнений.
Она затрагивает физиологический уровень в большей степени, чем
физический, но пока физические органы не будут нормально
функционировать, они не могут воздействовать на физиологические функции.
Мы должны одновременно укреплять физическое и физиологическое тело,
которые тесно связаны.
Без работы, основанной на простых асанах, воздействующих на
физическое и физиологическое тело, невозможно затронуть ментальный
уровень, так как между физическим и ментальным телом находится
физиологическое тело, которым нельзя пренебречь. Нужно уделять большое
внимание физиологическому телу, которое является мостом, соединяющим ум и
внешние слои тела. Это и называется интеграция. Тело сливается с умом
благодаря клеточной системе физиологического тела.
Что об этом думает официальная медицина?
Она только начинает этим интересоваться. Может быть через 10 лет
будут говорить о результатах, достигнутых благодаря регулярной практике
йоги. Вам, например, известны этические правила йоги «яма». Современные
ученые признают их пользу (не курить, не принимать алкогольные напитки).
Таким образом, часть этики йоги принимается учеными. Постепенно они
придут также к признанию того, что при выполнении асан в мозгу
происходят химические изменения, что, конечно, принесет большую пользу
будущему поколению. Сегодня у ученых есть собственные теории, и они
хотели бы, чтобы опыт йогов согласовывался с ними. Будущее покажет, что у
них получится.
Итак, пример всех Ваших учеников позволяет продолжать распространение знания?
Да. Недавно в Сан-Диего (Калифорния) врачи провели исследование
системы дыхания у людей, занимающихся йогой. У всех испытуемых легкие
были в хорошем состоянии, благодаря практике длинного выдоха. Что же
касается объема их вдоха, то он даже превосходил возможности
измерительных приборов.
А что Вы скажите по поводу работы сердца? Сейчас на Западе широко
распространена аэробика, поэтому первый вопрос, который обычно задают
люди: способствует ли практика йоги обогащению крови кислородом,
принесет ли она такую же пользу как аэробика?
Я считаю, что движения гимнастики, называемой аэробика, истощают
организм. Существует два вида упражнений: те, которые стимулируют, и те,
которые возбуждают. Йога стимулирует нервную систему, а не возбуждает.
Например, после занятий бегом или аэробикой возникает чувство, что
сердце начинает перекачивать больше крови. Но ценой какой нервной
перегрузки?! В позе Сэту Бандха Сарвангасана сердечный нерв, который
отходит от грудного отдела позвоночника, вытягивается пассивно и
контролирует сердечный ритм, стимулируя приток крови к сердцу без
какого-либо напряжения, что исключает отрицательное воздействие на
сердце. Я занимался йогой с людьми, у которых диагностировалась
дисфункция левого желудочка. Сегодня они чувствуют себя хорошо и могут
все делать, хотя им уже 70 лет. В институте йоги в Пуне один из моих
индийских учеников, ассистируемый двумя знаменитыми кардиологами,
использовал практику йоги для оказания помощи пациентам. Полученные
результаты были великолепными.
Не могли бы Вы привести примеры особых медицинских проблем, когда Вы смогли помочь?
У меня были пациенты, страдающие от полиомиелита. Я их возродил к
жизни. Они могут ходить и не зависеть от других. Когда они спрашивают у
меня, смогут ли они когда-либо вернуться к нормальной жизни, я отвечаю,
нет. Но в настоящее время они обладают некоторой автономией и
уверенностью в себе, так как способны вести себя более естественно. Люди
с сердечными заболеваниями могут сегодня даже балансировать, стоя на
голове (Ширшасана). Для троих из них потребовалось два года занятий,
прежде чем удалось поставить их в эту позу. Сперва я тонизировал их
тело, понадобилось два года, чтобы они смогли держать голову вниз,
вначале речь даже не шла о том, чтобы выполнить Ширшасану. Некоторые
европейские врачи, которые знали одного из этих пациентов, спрашивали
себя, как стало возможным, что этот человек стоит на голове. Кроме
сердечных проблемм, один из этих пациентов страдал болезнью Паркинсона и
даже не мог скрестить пальцы.
Итак, Вы занимаетесь терапевтической йогой?
Да. Я приведу вам другой пример. Моя дочь должна была родить. Врач,
которая ее наблюдала, занималась у меня йогой. Она сказала, что ребенок
занимает неправильное положение, время родов приближается, придется
прибегать к кесареву сечению. Она попросила меня что-нибудь сделать.
«Сегодня или завтра?» — это все, что я сказал. Она ответила, что не
верит, что я могу что-то изменить за один день. Я велел ей пропустить
сегодняшнее занятие йогой и оставаться рядом с моей дочерью. После этого
я уложил дочь в Сэту Бандха Сарвансагасана (эта поза, как вы знаете,
является вытяжением назад) на скамью с опорой под плечи. Я перемещал
скамью три или четыре раза в одну сторону, затем в другую, оставляя дочь
в течение двух минут в каждом положении. Потом я велел ей сделать
Баддха Конасана в Сэту Бандха Сарвангасана, перемещая скамью слева
направо и справа налево. Когда она поднялась, я попросил врача
обследовать ее. И та констатировала, что ребенок принял правильное
положение по центру. Она увезла мою дочь рожать в больницу.
Одна из моих подруг, у которой были большие проблемы, связанные с
дыханием, поехала к Вам в Пуну. Она буквально следовала всем вашим
советам. Сейчас она работает в Калгари, сотрудничая с врачами, она лечит
людей, у которых возникают проблемы с дыханием. Врачи поражены, так как
пациенты, которые делают то, что Вы показали моей подруге, достигают
удивительных результатов.
Я помню, что рекомендовал только позы, стимулирующие внутренние системы.
Комплекс асан, который Вы ей посоветовали выполнять, полностью базируется на позах расслабления?
У меня сотни и сотни учеников, но нужно, чтобы врачи видели вещи
по-другому. В настоящее время наметились позитивные сдвиги;
превентивная, альтернативная медицина постепенно идут на смену
конвенциональной. Люди осознают ограниченность возможностей
конвенциональной медицины и прибегают к другим методам лечения.
Я принимал участие в нескольких конференциях, посвященных этой проблеме,
например, в Москве в 1989 г. Я демонстрировал асаны и показывал, как
предупредить заболевание, как улучшить здоровье.
Здоровье — это динамический процесс. Когда в теле ощущается улучшение
до самых глубин каждой клетки, здоровье поправляется. Говоря: «Я себя
хорошо чувствую»,— мы не учитываем динамический характер здоровья. До
сих пор медики предлагали только негативный подход к здоровью. Никто не
говорил о позитивном. Все системы нашего тела связаны: благодаря
практике асан мы препятствуем отложению солей, закупориванию артерий. Мы
обретаем здоровье, поддерживая тело в том состоянии, в котором оно
находилось при рождении.
Я участвовал в нескольких семинарах, посвященных вопросам спортивной
медицины. Немецкие специалисты были поражены. Представьте ситуацию:
спортсмен высшего класса перед соревнованием в беге «схватил» насморк.
Что делать? Оказывается достаточно только насморка, чтобы утратить все
свои силы. Врачи способны остановить насморк, но вернутся ли после этого
к спортсмену необходимые силы? Он может принимать лекарства, но как они
будут влиять на его внутреннюю силу? Я пригласил нескольких атлетов
выйти на эстраду и спросил, есть ли у кого-нибудь из них насморк. Один
из них поднял руку. Тогда я велел ему выполнить Халасану. Он
почувствовал, что движение воздуха по носовым проходам больше не
блокируется. Спортсмен пробыл в позе пять минут. Когда он вышел из
Халасаны, то у него возникло ощущение необыкновенной легкости. «Этот
человек готов к пробегу! Теперь вы понимаете,— сказал я, — как можно
использовать йогу в спортивной медицине».
Будем надеяться, что спортсмены заинтересуются йогой и вместо
того, чтобы принимать стероиды, воздействующие на их внешнюю силу, будут
использовать внутреннюю силу, чтобы добиться больших успехов.
Вы, конечно, не знаете, что Джон Макинрой вернулся в спорт благодаря
йоге. Он сам об этом говорит: «Я занимаюсь йогой Айенгара. Несмотря на
то, что это очень строгий метод». Я прочитал это высказывание в одном
журнале. У нас в Индии игроки в крикет международного класса приходят в
институт в Пуне, чтобы заниматься йогой. Они считают, что их способность
бросать мяч и ударять по нему улучшилась в результате выполнения асан.
На Олимпийских играх в 1988 г. в Альберте я разговаривала с
тренерами команд. Они используют один из аспектов йоги — визуализацию,
но не асаны.
Это придет, я этим займусь.
На западе все озабочены стрессом. Как Шавасана — древнее искусство расслабления — может помочь в наше время победить стресс?
Это очень интересный вопрос. В йоге считается, что стресс возникает
из-за напряжения. Оно обусловлено напряжением, возникающим в нервной
системе: энергия, которая должна передаваться по нервам, блокируется.
Когда вы делаете позы, забудьте о Шавасане. Что происходит в
Сарвангасане или в прогибах назад? Вытягиваются нервы. Это приводит к
устранению блокирования, вызванного стрессом. В асанах нервы расширяются
и энергия может беспрепятственно циркулировать.
Значит, практика асан является противоядием от стресса?
Да, и Шавасана также. Но надо знать, что только тот, кто умеет
полностью вытягиваться при выполнении асан способен достичь глубокого
расслабления. Слабое вытяжение приводит к неполному расслаблению. Чтобы
оценить пользу Шавасаны, нужно пытаться достичь максимального вытяжения,
выполняя асаны. Тогда в Шавасане нервная система, освобожденная этим
вытяжением, станет подобна реке, чье течение не встречает никаких
препятствий. Поддерживайте организм в таком состоянии, когда энергия
может беспрерывно циркулировать в Шавасане, тогда он сам станет
генератором энергии. Находясь в состоянии стресса, мы сокращаем свои
возможности до уровня нервных окончаний. Практика йоги снимает этот
лимит и тогда можно все вынести.
Какие позы Вы порекомендовали бы тем, кто страдает от гипертонии?
При гипертонии в состоянии напряжения находится мозг. Как снять это
напряжение? Иногда осуществляется давление при помощи веса на основание
мозга, когда тот подвержен агрессивности. Благодаря этому давлению
человек не может больше думать и мозг расслабляется во время выполнения
таких поз, как: Халасана, Випарита Корани, Сэту Бандха Сарвангасана.
Применяя небольшое давление, мы позволяем напряженным нервам
расслабиться, и тогда приходит покой.
Поговорим о дыхании. Какую роль оно играет?
Каждый вдох является действием, которое связано с усилием, тогда как
выдох успокаивает. Обычно вдох осуществляется не легкими, а мозгом,
который мобилизует все тело. В йогическом дыхании ум и все части тела,
кроме легких, остаются пассивными. В нормальном дыхании кровь
устремляется к мозгу. Силой вдоха мозг получает не только энергию, но
поглощает также и кровь, высвобождая ее при выдохе. Таким образом,
процесс вдоха/выдоха — не что иное, как откачка крови мозгом. Так как
такой тип вдоха представляет собой стресс для мозга, йоги рекомендуют
делать нормальный выдох и мягкий, спокойный вдох, чтобы не подвергать
давлению клетки мозга.
Значит, надо следить за тем, чтобы вдох был спокойным и мягким?
Это необходимо, чтобы избавиться от стресса раз и навсегда. Если бы
ученые могли объяснить природу давления на мозг, возникающего в процессе
вдоха и выдоха, то мы могли бы быстро прийти к согласию по поводу того,
как сделать понятным и доступным для широкой публики способ
расслабления.
Как человек может осознать движение диафрагмы, ведь она играет
главную роль в дыхательной функции. К тому же эта часть организма
находится все время в напряжении?
Интересно отметить, что именно диафрагма, сжимаясь, реагирует первой,
когда человек испытывает страх. Поэтому я всегда говорил, что диафрагма
— посредник между умом и душой или, другими словами, между телом
физиологическим и ментальным. Научитесь расслаблять диафрагму и
напряжение мозга исчезнет.
Что бы Вы рассказали ученику о расслаблении диафрагмы?
Что происходит в Сэту Бандха Сарвангасане? Диафрагма растягивается в
стороны. А ведь медицинская наука утверждает, что диафрагма может
двигаться только вертикально, тогда как йог знает также о возможности ее
горизонтального движения. Когда удается создать сильное горизонтальное
вытяжение диафрагмы, мозг успокаивается.
Для этого используются подставки, валики и т. д.?
Да, для того, чтобы диафрагма не перемещалась сверху вниз, а
вытягивалась в стороны, Випарита Дандасана, Сэту Бандха Сарвангасана и
даже Урдхва Дханурасана выполняются на табурете с валиком или на
специальной подставке для того, чтобы держать диафрагму растянутой в
направлении одного плавающего ребра к другому.
И диафрагма становится более гибкой?
Первый признак любого сердечного заболевания — давление, оказываемое
мышцей диафрагмы, и поверхностное дыхание. Природа предупреждает об
опасности, которая угрожает сердцу, в течение более или менее
продолжительного времени. Открывание рта при дыхании — первый признак
того, что сердцу угрожает недуг. Это означает, что диафрагма напряжена.
Когда мы делаем диафрагму более эластичной, дыхание естественным образом
становится более глубоким и давление на сердце уменьшается.Я думаю, что
ученые и врачи должны объяснить тесную связь работы сердца и диафрагмы
для того, чтобы люди, занимающиеся йогой, могли сразу понять значение
этой связи, так как учитель йоги, говоря об этом, не в силах дать строго
научного объяснения того, как функционируют внутренние органы. Было бы
хорошо, если бы ученые и йоги сотрудничали. Через десять лет,
несомненно, можно было бы констатировать большой прогресс и
взаимопонимание между двумя сторонами.
Могли бы Вы дать определение медитации и рассказать о ее роли в системе йоги?
Медитация — это йога, и йога — это медитация. Йога (Yoga) и Самадхи
(Samadhi) — одно и то же. Дхиана (Dhyana) — медитация является седьмой
составляющей йоги, которая охватывает восемь аспектов: Яма (Yama), Нияма
(Niyama), Асана (Asana), Пранаяна (Pranayama), Пратьяхара (Pratyahara),
Дхарана (Dharana), Дхиана (Dhyana), Самадхи (Samadhi). Если говорят (а
это стало привычной практикой) «Я буду обучать вас медитации», какое
значение вы придадите асанам. Почему Патанджали точно определил, что
Асана — это третий этап, а Дхиана — седьмой? Для того чтобы ум был
свободен от контакта с физическим телом, оно должно быть совершенным.
Поэтому Патанджали предписывает практику поз. Только после того как ум
освободится от контакта с телом, он будет готов к медитации. В йоге все
связано. Определение Дхианы следующее — привести ум, имеющий тысячи
граней, в состояние простоты. Достоинство медитации в том, чтобы жить в
состоянии невинности.
Это развеивает миф о том, что Хатха йога является только физической. Каждая асана — это медитация.
Вы требуете от учителей йоги строго следовать вашему учению. Возможно ли
сохранить индивидуальность в рамках такой системы обучения?
Чтобы попасть на вокзал, вы, конечно, можете использовать разные
дороги. Поэтому я прошу продвигаться учителей йоги таким образом, как
они хотят, но не терять из виду основную цель, о чем некоторые из них
забывают.
Тем не менее не подвергается ни учитель, желающий сохранить верность учению, риску стать слишком суровым, жестким?
Нет, такого риска не существует, чистота — это не жесткость. Под
чистотой я понимаю простоту демонстрации позы и ее объяснения. Я хочу,
чтобы на занятии преподаватель не использовал слова, которые непонятны
ученикам, а употреблял простые выражения и останавливался время от
времени, чтобы ученики поняли, что было сказано, прежде чем идти дальше.
Именно так поддерживают чистоту. Если вы присутствовали на моих
занятиях, то должны были понять, что со многими людьми я возобновляю
работу на том уровне, где они остановились. У некоторых необходимо было
разрушить сложившиеся стереотипы, для того чтобы они могли учиться
заново, с другими я мог сразу строить. Я знаю, когда прекращается ваше
понимание, и с этого момента становлюсь вашим проводником. Я использую
все эти способы, но ученики сами должны понять, почему я веду их тем или
иным путем. Вчера на занятиях я дестабилизировал одного из них, чтобы
все могли начать заново на другой основе. Под «дестабилизацией» я
понимаю разрушение старых схем мышления. Ученик делал позу неправильно,
и, естественно, надо было разрушить его плохие привычки. Я должен быть
твердым, чтобы ученики могли быстро научиться, забыть старое и начать
продвигаться с помощью хорошего метода.
Вы учите их быстро соображать?
Да.
Какие советы дали бы Вы человеку, который хочет заниматься йогой?
Очень простые. Я бы порекомендовал ему не утонуть в глубине йоги.
Ваше тело — это ваш капитал. Бог дал нам тело в качестве банка или
первоначального капитала для всего остального. Заботьтесь об этом
божественном капитале. Заботьтесь о себе, о ваших суставах, мышцах,
нервной системе, о том, чтобы кровь хорошо циркулировала. Пожалуйста,
научитесь хотя бы этому. Остальные части тела автоматически заставят
ученика продолжать практику, идя в правильном направлении.
Перевод с французского Г. В. Ожигановой
ВЕГЕТОСОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ
|