Вы курите сигареты и давно мечтали победить свою привычку? Желаете стать полностью безразличным к алкоголю и наркотикам? Вы сутулитесь и тщетно перепробовали кучу средств выправить осанку? Любимая теща заставляет кипеть ваш мозг и вы не знаете что с этим делать? Страшно жить? А хотели бы научиться не чувствовать боли в теле? Вернее, чувствуя физическую боль, не обращать на нее абсолютно никакого внимания? Полагаю, вы подарите недоверчивую улыбку тому, кто утверждал бы, что существует способ решить все это разом всего за 10 дней. Доступный каждому человеку и совершенно бесплатный.
Улыбнитесь еще сильнее: самоустранение перечисленных проблем – это всего лишь мелкие побочные эффекты от применения удивительнейшей методики, способной чуть больше чем за неделю полностью преобразовать вашу жизнь, обогащая внутренний мир мудростью, а внешний мир наполнит гармонией и счастьем.
Какая же птица счастья выберет вас? У неё два крыла, секрета здесь два, называются они осознанность и уравновешенность. Это как раз и есть две основные цели методики, по достижению которых, не потребуется никаких усилий для решения перечисленных проблем, они с кучей других пропадут и растворятся сами собой.
Обучает этим простым и одновременно сложным вещам Шри Сатья Нарайян Гоенка, точнее его опытные последователи. Гоенка стал известен тем, что открыл всему миру випассану – древнюю технику медитации и был одним из лучших учеников Ба Кхина. Верите преданиям? Конечно же, сия техника медитации была подарена людям 2500 лет назад самим Буддой и в свое время распространилась широко. Века спустя, практика была утеряна и широкой известностью пользовалась лишь в узком кругу монахов бирманской традиции. Передавая технику Гоенке, Ба Кхин очень желал, чтобы випассана наконец вернулась из Бирмы в Индию,на свою историческую родину. Можно сказать, что успехи ученика превзошли ожидания Учителя, и сегодня випассана под его руководством широко практикуется не только в Индии, но и по всему миру. В этой статье я расскажу вам немного о том, как випассана преподается в Украине и что дало лично мне обучение этой методике.
Началось все с того, что один старый друг посоветовал мне посетить десятидневные курсы випассаны. Он убеждал, что эти 10 дней полностью изменят меня и моё восприятие мира. А все проблемы растворятся в потоке гармонии, спокойствия и счастья, в чем я, конечно, сильно сомневался. Однако мне очень понравилась перспектива на 10 дней забыть о любой мирской суете и всех беспокойствах, а особенно такой момент, что на данных курсах поддерживается благородная тишина и все 10 дней никому из участников нельзя ни с кем разговаривать.
Я подал заявку на сайте http://www.ua.dhamma.org/Introduction.2965.0.html?&L=19 и в течение месяца получил ответ. Там же была информация о распорядке дня и всех правилах, которых мне предстояло придерживаться. Немного смущало, что документы, телефон и наличность перед началом обучения следовало кому-то отдавать, однако по приезду выяснилось, что это не обязательно и делается исключительно в целях сохранности личных вещей студентов курсов. Кто-то может считать меня параноиком, но телефон и документы я оставил в машине. Некоторые правила из списка могут многим показаться странными, например, если вы едете туда со знакомыми, об этом следует обязательно сообщить, и вас специально расселят так, чтобы вы жили в разных комнатах и располагались отдельно в зале для медитаций. Но забегая вперед, скажу, что эффективность и необходимость всех этих странных правил к окончанию курса вам самим станет ясной и очевидной.
Курсы проводились в санатории «Дозвілля». Живописное место недалеко от Конча-Заспы: красивый лес, пение птиц и прекрасный воздух. Требовалось явиться к 17:00. По приезду всем давали заполнить небольшую анкету, предлагался ужин, после которого было ознакомительное собрание. Расселяли в санаторные корпуса, по 4-10 человек в комнате. Курсы организованы так, что мужчины и женщины все время пребывают раздельно и встречаются в одном помещении лишь в столовой и во время медитаций.
Нам пояснили, что все правила пребывания вступают в силу с момента первого входа в зал для медитаций. Всего требовалось соблюдать пять основных условий:
- Не причинять вред живым существам. Убивать запрещено кого бы то ни было, даже таких подлецов, как комары и клещи. Пища, которой нас кормили все время, была вегетарианской, все по той же причине.
- Не брать того, что не дано. Иначе говоря, запрещается красть. Тут все понятно итак.
- Воздерживаться от всех видов сексуальной активности. Помимо разделения мужчин и женщин, табу налагалось на шорты, короткие юбки и любые оголения тела, одежда, привлекающая и отвлекающая (шуршащая) внимание окружающих.
- Не лгать. В угоду делу, все студенты курсов на 10 дней дают обет молчания. Ибо как оказалось, даже в обычном разговоре сложно что-то не приврать.
- Воздерживаться от принятия любых опьяняющих веществ. Сюда входят сигареты, алкоголь, любые наркотики и даже кофе – все, что хоть как-то способно изменить состояние сознания.
Аудитория, проходившая эти курсы со мной, собралась самая разнообразная. Если судить по внешнему виду, это люди совершенно разного достатка, возраста и образа жизни. Всего было примерно 60 мужчин и столько же женщин. В 19:00 мы проследовали в медитационный зал, где все и началось.
Фло Леман
Эта удивительная женщина стала нашим Учителем випассаны. В самом начале, отрешенно сидя перед полуторасотенной толпой неискушенных искателей гармонии и покоя, она показалась мне очень серьезной и строгой. Однако после опыта общения с Фло, думаю, что в мире существуют лишь считанные единицы людей, способные излучать такое количество доброты и счастья и дарить его всем окужающим. Ей около 80 лет, более 45 из которых она уделила своему совершенству в медитации. Позднее в интернете я нашел интервью Фло украинскому телеканалу, где она рассказывает про курсы випассаны
ТЕХНИКА ВИПАССАНА: День первый. Осознание дыхания
В 4:30 утра нас разбудил удар гонга. На протяжении всего курса такой вибрирующий звук служил сигналом о начале или завершении всех событий в череде распорядка дня. Через некоторое время это сочетание тихих звуков природы и благородной тишины, нарушаемой лишь одинокими ударами колокола, давало ощущение, что я нахожусь в самом настоящем монастыре. Мне очень понравилась такая обстановка, и даже мелькнула мысль по возвращению повесить подобный гонг во дворе своего дома, однако решил, что это могут неправильно истолковать соседи.
Техника медитации, которую мы осваивали в первый день, называется анапана. Её суть состоит в том, что приняв неподвижную позу (неподвижность тела способствует достижению неподвижности ума) мы начинаем просто осознавать процесс своего дыхания. Таким образом, мы учимся контролировать свой ум и наблюдать за его действиями.
В своей повседневной жизни мы привыкли дышать бессознательно. Наш ум в это время постоянно занят обдумыванием множества различных вещей, которые волнуют нас в конкретный момент времени, и мы полностью погружаемся в такие переживания. Мы не пытаемся остановиться и задуматься о том, откуда и почему та или иная мысль приходит в голову, мы мгновенно классифицируем их, разделяя на приятные или неприятные, затем цепляемся за приятные переживания и лелеем их, а неприятные мысли рождают у нас отвращение и мы щедро удобряем их собственными эмоциями. Затем ум переключается на новую возникшую мысль и этот процесс повторяется бесконечно.
Если попытаться обуздать свой постоянно скачущий между возникающими переживаниями ум и полностью устремить его внимание на такие простые события, как вдох и выдох, через некоторое время можно сделать потрясающие открытия. Разумеется, я описываю лишь свои личные переживания, однако впоследствии выяснилось, что и другие люди, практикующие медитацию, испытывают сходный набор ощущений.
Во-первых, сразу стало ясным, насколько в действительности ничтожной властью я обладаю над привычкой собственного ума блуждать между постоянно рождающимися мыслями. Казалось бы, ничего сложного – просто проследи за чередой вдохов и выдохов, не упуская ни одного из них. Оказывается, все гораздо печальнее. Через десяток вдохов, откуда ни возмись неизбежно всплывает воспоминание о какой-то посторонней ерунде, ты мгновенно переключаешься на него и начинаешь обдумывать, совершенно забывая о собственном решении следить за дыханием. Через некоторое время эта выявленная неспособность длительно сосредоточиться приносит сильное разочарование и даже гнев. Позднее я узнал, что в медитационной практике данное явление называется «скачущая обезьяна». Это очень меткая метафора, к тому же, она позволяет совершенно неуместное тут раздражение к самому себе превратить в улыбку.
Другое потрясающее открытие сложно описать словами. Вернее, выразить словами его очень легко, но полный смысл этих слов ускользнет от человека, который ни разу не практиковал медитации. Суть этого открытия в том, что ум и тело – едины. Подробнее о данном опыте будет сказано ниже.
Отдельно упомяну о вечерних лекциях, которыми заканчивался каждый день курсов. Это очень интересные беседы Гоенки в русском переводе о медитации, сущности ума и тела, жизни и смерти, человеческих поступках, с примерами, сравнениями, увлекательными историями и ответами на вопросы. Каждая лекция как бы подводила итог по пройденному за день, и ежедневно я с огромным удовольствием дожидался её начала.
На самой первой лекции нам посоветовали принимать любые проявления реальности лишь после того, как мы пережили их сами, на собственном опыте. Как пояснялось, существует три разновидности мудрости. Первая – это вера в услышанное, слепая вера авторитетному источнику, без подвержения его анализу. Вторая – это мнение, полученное на основе интеллектуального рассуждения. Третья мудрость, именно та, на которую нам предлагалось обращать внимание – это непосредственно пережитое, то есть тот самый опыт, который сын ошибок трудных.
ТЕХНИКА ВИПАССАНА: День второй. Треугольник под носом и телеканал в голове.
Во вчерашней лекции упоминалось, что самыми трудными считаются второй и шестой день курсов. И действительно, к концу второго дня я обнаружил, что из десяти человек, проживающих в моей комнате, не хватает троих.
В целом тут все было интересно и необычно, но некоторые обстоятельства доставляли дискомфорт. Например, непривычное питание. То, что в еде отсутствовало мясо, не было сложностью, так как кормили достаточно сытно и есть можно было, сколько пожелаешь сам. Непривычным было отсутствие ужина. Последний прием пищи происходил в 17:00, причем это было просто яблоко или банан плюс чай. Однако к такому ритму принятия пищи я быстро привык.
Гораздо большей проблемой ощущалась необходимость постоянно сидеть на полу на одном месте во время медитаций. Тело затекало, ужасно ныла спина, смена позы ничего не решала. Меня сильно удивило, когда вечером второго дня было вскользь сказано, что где-то на четвертый день мы будем без проблем сидеть в одной позе, целый час не меняя положения тела вообще. Я почему-то сразу представил себе каких-то мифических адептов йоги или даосов из зарубежных фильмов про кунг-фу.
Практика медитации немного отличалась от вчерашней. Теперь требовалось не просто следить за дыханием, а еще и осознавать любые ощущения, возникающие при этом на небольшом треугольном участке кожи у себя под носом. Основанием воображаемого треугольника служил край верхней губы, а своей вершиной он уходил в нос. Заниматься поиском и регистрацией этих тонких ощущений, если честно, было достаточно скучно, особенно на фоне постоянных болей в спине и ногах, но утром этого дня со мной произошло удивительное событие, сильно прибавившее энтузиазма.
Медитации чередовались небольшими перерывами, во время которых можно было прогуляться и размять ноги. На одном из таких перерывов я вышел из зала медитаций и присел на скамейку. Помня о рекомендации не прекращать наблюдение за дыханием даже в процессе отдыха, я закрыл глаза и продолжил медитировать. Когда закрываешь глаза при дневном свете, видишь не темноту, а некий красновато-оранжевый фон, оттенки которого меняются в зависимости от интенсивности солнечного света, попадающего на закрытые веки. Внезапно, помимо этого привычного фона я стал видеть кое-что еще. Первый увиденный образ можно описать, как нечто, похожее на снежинку при большом увеличении, причем эта поверхность кристалла с причудливыми гранями имела зеленый цвет. От испуга и удивления я перестал дышать и стал всматриваться в это видение.
Честно назвать данное явление игрой своего воображения я не могу. Если мне сейчас предложить вообразить, скажем, снежинку, я представлю нечто абстрактное, причем этот образ, который усилием воли создается в уме, неустойчив и не имеет четких границ, он стремиться исчезнуть или поменять свои формы.
Те же образы, которые возникали во время медитации, были очень устойчивы и почти осязаемы – их можно было приближать и разглядывать в уме со всех сторон, при этом они почти не меняли своей формы. Когда я перестал медитировать и стал обдумывать увиденное, видение прекратилось. Однако как только я начал следить за дыханием снова, скоро возникла другая картинка. Немного переживая за состояние своего психического здоровья, в целом я был очень рад, что открыл такой телеканал в своей голове. Образы затем возникали в большом числе и самые разнообразные, некоторые из них были фантастически красивыми, мне нравилось созерцать их, и я очень жалел, что не умею хорошо рисовать.
Ежедневно отводилось специальное время для бесед с Учителем, и в это утро я с нетерпением помчался к Фло, рассказать о постигшем меня чуде.
Фло достаточно умело разбила мои иллюзии. Она не захотела слушать потрясающие подробности моих свежих галлюцинаций и заверила, что все подобные переживания ни что иное, как просто побочный эффект от высвобождения энергии ума. Они не принесут сейчас практически никакой пользы, однако могут стать серьезной помехой для моего совершенствования в практике. Может случиться так, что я увлекусь красотой этих образов и это отвлечет от самого важного, что мне следует делать сейчас – а именно, терпеливо развивать тонкость своего ума и его способность сосредотачиваться. Она также сказала, что мне не следует придавать этим видениям никакого значения. Ни в коем случае не нужно желать их появления или испытывать к ним что-то вроде отвращения либо страха. Просто прими это как есть, не проявляя никаких чувств.
На мой вопрос, могут ли быть эти образы неким пророчеством или знаком свыше, Фло широко улыбнулась и махнула рукой: - Это не мессидж с небес, это случайный калейдоскоп из обрывков того мусора, что накопился в зрительной памяти за твою жизнь.
ТЕХНИКА ВИПАССАНА: День третий. Точка у входа в нос – оттачиваем ум.
Сегодня пространство, где созерцается дыхание, сузилось до крошечной точки под носом. Предлагается ощущать лишь тонкое касание вдохов и выдохов. Стало известно, что настоящая випассана будет преподана завтра, а пока что у нас есть целый день, чтобы научить свой ум регистрировать самые тончайшие, едва уловимые ощущения в теле.
Некоторые успехи в этом отношении имелись, в частности сегодня я обнаружил, что воздух вдоха холодный, а выдоха – теплый и оттого менее ощутимый, на что раньше никогда не обращал вниманя.
Красивые картинки продолжали являться в воображении. Памятуя о наставлении Фло не придавать значения этим видениям, я все же с интересом рассматривал некоторые из них. Кроме того, если теперь в сознании возникала отвлекающая от процесса мысль, она причудливым образом меняла и наблюдаемый зрительный образ. Мне пришло в голову, что вероятно, различные гадалки и ясновидящие, делающие бизнес на предсказаниях судьбы, в процессе своей деятельности испытывают нечто похожее. Ну, а затем пытаются как-то истолковать увиденное своим впечатлительным клиентам.
ТЕХНИКА ВИПАССАНА: День четвертый. Випассана
Хотя все присутствующие честно соблюдали обет молчания, сегодня особо ощущался всеобщий интерес и любопытство – у стены с расписанием дня царило оживление – там появилась новая информация.
Во-первых, всех просили не пропустить сегодняшние медитации, так как именно сегодня мы освоим искусство «видения - как есть» - т.е. непосредственно саму випассану, ради которой все и собрались здесь.
Другое объявление вещало о том, что отныне три раза в день мы будем практиковать адхитану – «медитацию с твердой решимостью», во время которой каждому следует приложить все усилия, чтобы в течение часа не открывать глаз и не изменять положения рук и ног. Тем же, для кого такое предписание окажется непосильным, предлагалось для начала просто свести к минимуму количество движений тела во время медитации: скажем, если вы сегодня поменяли позу трижды, завтра постарайтесь сделать это только два раза.
Что же такое випассана по Гоенке? Техническая сторона методики оказалась весьма простой. Это тщательное сканирование всей поверхности тела (а в дальнейшем также и пространства внутри него), с целью поиска и переживания ощущений, происходящих в настоящий момент на каждом обследуемом участке. Причем тут имеется одно очень важное условие: переживание всех ощущений должно быть абсолютно беспристрастным. Задача практикующего – подавление любых реакций ума, и достижение полной уравновешенности. Все эти реакции ума (Гоенка называет их санкхары), по своей сути бывают двух типов – это влечение и отвращение. Переживая неприятное ощущение (боль, отечность, жжение, покалывание и т.п.), требуется не рождать в себе никакой ответной реакции (санкхара отвращения), а просто беспристрастно констатировать факт – здесь болит, тут затекло, тут покалывает. В случае переживания приятного ощущения, следует аналогичным образом подавить желание ума «зацепиться» на этом приятном переживании и не рождать санкхару влечения.
Вначале все внимание сосредотачиваетсяна макушке головы (родничок) в поисках любых ощущений, возникающих там в данный момент. Затем аналогичным образом обследуется прилегающая площадь волосяного покрова, лицо и шея, не пропуская ни малейшего участка тела. Далее переходим к правому плечу и тщательно осязаем правую руку до самых кончиков пальцев. Потом последовательно делаем тоже самое с левой рукой, осматриваем сверху вниз грудную клетку, спину, по очереди переводим внимание на правую и левую ноги и заканчиваем кончиками пальцев ступни. Порядок такого осмотра может быть любым, его смысл лишь в том, чтобы не забыть никакую часть тела в процессе исследования.
Сразу выяснилось назначение практики предшествующих трех дней. Концентрируясь на дыхании и сужая обследуемый участок до крошечной точки, мы буквально оттачивали свой ум, тренируя его способность осязать самые тонкие ощущения тела и одновременно с тем тренировали собственное умение управлять умом, заставляя его повиноваться нашему намерению, а не произвольно метаться между переживаниями, подобно обезьяне, скачущей по веткам дерева.
ТЕХНИКА ВИПАССАНА: День пятый. Достижения без движения.
Сегодня я постарался максимально сконцентрировать волю и выполнить адхитану полностью без движений тела, во что бы то ни стало. Однако на утренней медитации, где-то минут через сорок неподвижности, ужасная боль в ступне заставила меня поменять положение ног. К моему разочарованию, смена позы не уменьшила неприятных ощущений, наоборот, острая боль возникла сразу во многих местах – тело начало настоящий бунт, и до окончания медитации пришлось пошевелиться еще не один раз. Тем не менее, это все помогло мне быстро достигнуть цели. Когда боль пришла во время следующей медитации в полдень, я уже не предпринимал попыток шевелиться, понимая, что целесообразнее теперь досидеть каких-то десять минут и отпраздновать маленькую победу над собой, чем признать поражение и оставшееся время мучительно ерзать по коврику для медитаций.
Успеху способствовал и сам факт участия в групповой медитации. Когда ты слышишь, как присутствующие люди вокруг тебя по-очереди сдаются и начинают шевелиться, это добавляет решимости. Было и еще одно средство, позволяющее обрести решимость в самые последние минуты, когда желание бросить все и встать наиболее сильно – это звуковое сопровождение медитаций.
Песнопения Гоенки
По возвращению с курсов домой, перечитывая опубликованные в интернете многочисленные воспоминания студентов курсов випассаны, я обнаружил значительное число людей, негативно либо иронично высказывающихся относительно песнопений Гоенки, которыми сопровождались медитации.
В день приезда нам обьявили, что во время обучения для нас будут звучать песнопения, во время которых нежелательно вставать с места, перемещаться по залу медитаций, либо иным образом отвлекать внимание присутствующих. Утверждалось, что данные песнопения содержат особые вибрации, незаметно способствующие процессу обучения. Сказать честно, когда я услышал эти вибрации впервые, первыми возникшими чувствами были ирония и неприязнь. Их несложно найти в интернете, попробуйте скачать и прослушать, опасаюсь, в первый раз у вас возникнет похожая реакция. Однако, так же честно признаюсь вам, самое первое, что я сделал по приезду домой – это отыскал в сети аудиозаписи песнопений и сохранил их у себя.
Не скажу ничего по поводу особых вибраций. Просидеть час без движения впервые – это самая настоящая пытка. И в последние минуты, когда миг превращается в вечность, тишину вдруг нарушает низкий голос Гоенки. О-о-о! Вот он, мед и бальзам на все ваши страдания! Что он там поет нам на языке пали? Буддийские сутты о гармонии и счастье, о мире и любви ко всем живым существам. Слушайте с восторгом, ребята, это песня для победителей ума, всех, кто преодолел свое «Я». Песнопения помогли еще в одном аспекте. Практикуя успокоение ума, было очень непросто избавиться от звучания в голове различных песен, услышанных ранее. Ты сконцентрирован на дыхании, все вроде неплохо получается, и тут вдруг в уме всплывает мотивчик знакомой песенки. После нескольких безуспешных попыток придушить этого некстати возникшего певца внутри себя, я вынужден был продолжать медитировать, просто не обращая внимания на подобный фон. Аннича, решил я, это тоже должно когда-то пройти. Так и вышло. На пятый день ритмичный мотив гоенкиных песнопений прочно захватил эфир этого фонового радио внутри меня. А через пару дней незаметно стих и он. Вот вам и особые вибрации, способствующие достижению равновесия.
Сейчас, спустя две недели после курсов, я не слушаю Гоенку во время медитаций дома. Мне больше нравится делать это в полной тишине. Однако, иногда ставлю избранные песни и с удовольствием вспоминаю эти удивительные десять дней, подарившие так много открытий.
ТЕХНИКА ВИПАССАНА: День шестой. Снизу-вверх.
Сегодняшние переживания внутренних ощущений дополнились обзором тела снизу-вверх – пройдя вниманием от макушки головы до кончиков пальцев ног, теперь следовало осматривать себя в обратном порядке.
едитировать час без движений тела теперь получалось заметно легче. Боль в ногах и спине никуда не делась, однако на глазах развивалась способность не отождествлять себя с этими ощущениями.
Часть тела, где присутствуют неприятные ощущения действительно теперь удавалось осматривать отстраненно и уравновешенно. Примерно, как врач осматривает больного – ведь он не чувствует боли пациента, хотя и видит её. Это удивительное открытие: оказывается, переживая очень острую боль, я способен совершенно не реагировать на нее.
ТЕХНИКА ВИПАССАНА: День седьмой. Удаление кармы хирургическим путем
Теперь уделю место еще одному открытию о единстве ума и тела, так сильно потрясшему меня. Скажу сразу, в студенческой молодости, мне доводилось прикасаться к трудам Гегеля и Канта, и в целом я очень подозрительно отношусь к тому, что называют метафизикой, так как в том месте, где сознание соединяется с материей, возможны самые многочисленные спекуляции и аферы. Убежден, что если любой нормальный человек, применив невероятные усилия, осилит дочитать до конца томик Канта об императивах, бытии и сознании, то в 99% случаев вряд ли он что-либо прояснит для себя в этом отношении. Скорее всего, только еще сильнее запутается. И это логично – изучая труды какого-либо мыслителя и принимая их на веру, человек помимо собственных иллюзий и интерпретаций ума, берет себе в нагрузку еще и багаж интерпретаций этого самого мыслителя. Потому буду здесь краток. Суть переживания, поразившего меня до самых глубин, заключается в том, что любая мысль, прежде чем появиться в уме, сначала возникает в теле в виде некого простого осязательного ощущения. Более того, если не увлекаться реакциями ума и внимательно наблюдать ощущения тела, любую мысль возможно «поймать» еще до ее возникновения в уме. Как упоминалось выше, непросто все пережитое точно выразить словами.
Надо сказать, что народная мудрость также давно подметила этот факт. Например, в разговорной речи существует такое выражение, как «давит жаба», весьма метко выражающая состояние человека в момент переживания сильного чувства жадности. И в самом деле, если в момент, когда нас одолевает значительное чувство отвращения (злость, жадность, гнев, досада), найти в себе силы перевести внимание ума от объекта этого отвращения к ощущениям в теле, очень легко обнаружить вполне явное чувство томления в грудной клетке, сопутствующее данному состоянию.
На лекциях предлагалась интересная концепция, согласно которой, работа ума делится на промежуточные составляющие. Любое событие материального мира, воздействуя через органы чувств (глаза, уши, осязание, обоняние, вкус) сначала возникает в познающей части ума. Затем срабатывает распознающая часть ума, которая сравнивает познанное с имеющимися представлениями. Далее событие получает оценку «приятно/неприятно» и возникает в теле в виде соответственного ощущения. После чего на самом поверхностном уровне ума рождается реакция (санкхара) на данное событие, причем тип санкхары «влечение/отвращение» каждый раз соответствует типу ощущения тела. Ну и в конце концов все эти санкхары неизменно складываются в копилочку личного опыта под названием память. Таким образом, все наше «Я» представляется всего лишь как совокупность санкхар, реакций ума, накопленных в нашей памяти от рождения до настоящего момента. Гоенка уточняет в своих лекциях, что такое понятие как карма – есть ничто иное, как многослойное нагромождение санкхар.
теперь самое интересное. Когда человек практикует випассану, в его теле начинают также возникать ощущения, приятные и не очень, которые он внимательно отслеживает. При этом основной своей целью практикующий ставит достижение полной беспристрастности к этим ощущениям. Испытывая удовольствие и боль в теле, медитирующий старается не рождать ответных санкхар влечения и отвращения в своем уме. Что же происходит при этом? Мысль рождается в теле в виде ощущения, но привычной реакции в уме теперь не происходит, ведь ум перестал реагировать, он занят только наблюдением. И тогда энергия этой неродившейся санкхары, которая осталась в теле, высвобождает из памяти и поднимает на поверхность ума одну из прошлых санкхар, пережитых ранее. Таким образом, шаг за шагом у практикующего випассану происходит очистка кармы, которая по сути своей является ничем иным, как совокупностью огромного множества санкхар прошлого, погребенных слоями одна под другой. Гоенка утверждает даже, что если практиковать випассану достаточно долго и терпеливо расчищать эту свалку мусора из воспоминаний, можно добраться до самого своего рождения, после чего станут видны санкхары кармы прошлых жизней. Ну а если хватит усердия и смелости расчистить и их тоже – к тому моменту вы даже прекратите цепь перевоплощений и по идее, должны стать самым настоящим Буддой.
Оставляю данную теорию для читателя как есть, и никак ее не комментирую. Скажу лишь, как это все выглядит глазами практикующего. Випассана с полной неподвижностью тела открывает способность ума не реагировать на ощущения тела. После достижения такой способности, в моменты беспристрастного созерцания ощущений, в уме действительно всплывают различные эпизоды прошлого. Причем неприятные воспоминания возникают в памяти во время наблюдения неприятных ощущений тела. А приятные потоки в теле рождают приятные воспоминания, либо ум склонен вовсе мечтать о чем-либо. Таким образом, не стану ничего утверждать про развязывание кармических узлов, но в целом практика целиком соответствует теории – в уравновешенном уме санкхары прошлого всплывают и лопаются, подобно пузырям воздуха в воде.
ТЕХНИКА ВИПАССАНА: День восьмой. Параллельные потоки
В практику добавилась новая деталь – теперь симметричные части тела рекомендуется осматривать одновременно. А там, где это возможно, следует исследовать тело на обширных участках одним сплошным потоком.
При этом нам постоянно напоминалось, что наблюдая в теле приятные ощущения, ни в коем случае не стоит цепляться к ним и рождать санкхары влечения. Признаюсь, за эти восемь дней я очень хорошо познакомился с неприятными ощущениями и даже научился не обращать на них внимания. Приятных же ощущений отыскать пока не удавалось. Я терпеливо продолжал практику, понимая, что желание приятного – такое же препятствие на пути к цели, как и отвращение к неприятному.
ТЕХНИКА ВИПАССАНА: День девятый. Банго-ньяма.
Что же, сегодня мне, наконец, удалось ощутить эти притные свободные потоки энергии в теле, о которых ранее приходилось только слышать. Переживание это действительно очень незабываемо. Однако, помня предыдущие наставления, я купался в этих потоках с большой осторожностью и не стал сильно переживать, когда чувство приятных вибраций проходило.
Сегодня нам также открыли, что всех терпеливых практиков випассаны ждет еще одно удивительное переживание – банго, или полное растворение. Говорилось, что бангоньяма - это такое состояние, в котором тело полностью превращается в поток вибраций и растворяется на уровне ощущений. По достижению состояния банго, происходит постижение практикующим особенно тонких слоев бытия и только после этого становится возможным удаление особенно «закоренелых» санкхар, лежащих в самых глубинных уровнях ума.
К сожалению, испытать описываемое состояние банго за десять дней практики мне так и не удалось, но я остался более чем доволен тем, что узнал и достигнул. Также нам пояснили, что все, что мы научились делать во время випассаны, удаление санкхар – это своего рода хирургическая операция, вскрытие гнойных ран на глубоких уровнях ума. И теперь на эти вскрытые и очищенные раны мы приложим бальзам, секрет приготовления которого нам откроют завтра.
ТЕХНИКА ВИПАССАНА: День десятый. Метта-бальзам.
Бальзамом на раны души оказалась метта-бхавана – это еще одна необходимая техника медитации, принципиально отличная от анапаны и випассаны. Если випассана – это переживание реальности исключительно в пределах собственного тела, то метта-медитация направляет внимание практикующего в окружающее пространство. Суть её состоит в том, чтобы сосредоточить ум на ощущении счастья, покоя, радости и гармонии внутри себя, а затем поделиться этим ощущением со всеми живыми существами во все стороны света.
Перед началом метта-медитации следует убедиться, что вы пребываете в покое и гармонии, в теле нет неприятных ощущений, а ум не обременен отрицательными переживаниями. Если что-то такое имеется, лучше немного отдохнуть. Также рекомендуется для практики метта-бхаваны выбрать специальное место, которое со временем наполнится испытываемыми ощущениями и пожеланиями счастья, после чего каждому находящемуся в нем станут приходить такие ощущения.
Сначала мне показалось, что метта-бхавана – это простая формальность: прошептать про себя, что ты счастлив и спокоен, а потом отправить это пожелание всем живым существам.
Но самое интересное, на практике оказалось, что это больше чем просто пожелание. Это реально ощутимая и необыкновенно приятная вещь. Переживание сложно выразить словами, оно похоже на ощущение теплого, приятного, светлого потока, который пронизывает вас и по вашему желанию может быть направлен в окружающий мир. Я еще раз убедился, что внутри меня скрыто так много удивительных вещей и был снова удивлен простоте способа для их поиска и осознания. Месяц спустя.
Сейчас, когда я пишу эти строки, прошел уже месяц после окончания курсов. Благодарю вас, что вы читаете их и надеюсь, что вам было интересно. До того как попасть на курсы Гоенки, я изучал разную литературу на данную тему и даже пробовал медитировать сам. Смею заверить вас, что попытки освоить подобные техники самостоятельно имеют очень маленький шанс на успех. Практически нереально в домашних условиях создать такие условия, как на данных курсах – когда каждая, даже самая мельчайшая деталь продумана и все сделано исключительно для успешного обучения. Если у вас возникнет желание попробовать практику, лучший способ это сделать – записаться на подобные курсы и пройти их самому. Данная статья – всего лишь описание личных переживаний и она ни в коем случае не является практическим руководством. Суть личного опыта именно в том, что это личный опыт. Всегда принимайте лишь то, что пережили вы сами, потому что все услышанное и прочитанное – это лишь чужие впечатления, и совершенно логично, если ваши впечатления окажутся совсем иными.
Признаюсь, что эти десять дней сильно изменили меня. По сути, не произошло ничего сверхестественного, я лишь стал обращать внимание на самые простые вещи внутри себя и внезапно убедился, что все самое ценное и удивительное в жизни находится рядом. Более того, оно всегда находилось вблизи. Непрерывная увлеченность ума повседневной суетой – вот единственное, что мешает испытывать настоящее счастье. Удивительно, я много раз слышал такие слова и знал об этом раньше, но совершенно не осознавал их смысла, пока не пережил этого сам. Искренне желаю вам полностью освободиться от всего, что приносит телесную боль и душевные страдания и каждый миг испытывать счастье. Будьте счастливы и всегда разделяйте свое счастье с окружающим миром.
Только для бесплатного распространения. Авторские права на статью принадлежат medilink.com.ua Данная работа может быть переиздана, переформатирована, перепечатана и может распространяться на любых носителях. Однако автор желал бы, чтобы любое переиздание, равно как перевод и другие производные тексты, были бы доступны для всех желающих безвозмездно.
ОБУЧЕНИЕ МЕДИТАЦИИ ДЗЕН
ОНЛАЙН С ОПЫТНЫМ ИНСТРУКТОРОМ
3 РАЗА В НЕДЕЛЮ
ДЛЯ ВСЕХ
БЕСПЛАТНО (жми сюда)
ДЗЕН БУДДИЗМ КНИГИ СКАЧАТЬ (жми сюда)
САЙТ ЗНАКОМСТВ БУДДИСТОВ (жми сюда)
|