Вполне обоснованно можно утверждать, что в любой ситуации всегда есть то, что человек может без труда воспринимать — то, на что он может смотреть спокойно, не избегая этого.
Этот принцип лежит в основе разрешения проблем многих людей, подавляемых своим окружением.
Например, работник сферы социального обеспечения посещает тетю Зою в ее коммунальной квартире. У тети Зои куча жутких проблем, и она рассказывает о них этому работнику: ее муж все время приходит домой пьяным, не приносит зарплату, вся мебель поломана, детей не во что одеть, в квартире вечно грязь, и так далее.
Работник социальной сферы действительно чего-нибудь добьется, если найдет то, что человек, которому он пытается помочь, способен воспринять, и побудит его действительно сделать это. Хотя все звучит очень просто и безобидно, это дает фантастические результаты.
Люди, работающие в сфере социального обеспечения, обычно неспособны даже разобраться в проблемах, и поэтому не могут предложить сделать то, что с ними можно сделать, так чтобы человек смог без труда воспринять предложенное ими действие. Так что в итоге работник социальной сферы терпит неудачу, потому что он никогда не предлагает людям что-то, что они могли бы сделать.
Работник социальной сферы, руководствуясь благими намерениями, говорит: «Что вам надо сделать, тетя Зоя, так это вымыть всю квартиру, выскрести ее от пола до потолка — в конце концов, мы вам даже мыло дали. И вымойте своих детей, и оденьте их в эту красивую новую одежду, которую мы вам прислали. И еще, я поговорю с вашим мужем по поводу его запоев».
В этот момент, даже если тетя Зоя и вымыла бы всю квартиру и одела бы детей в чистую одежду, отношения между ней и работником социальной сферы были бы окончательно разорваны. Этот работник только что предложил ей сделать то, что, как она знает из опыта, сделать невозможно. Никто никогда не сможет поговорить с ее мужем по поводу его пьянства. Она считает, что даже широкомасштабное наступление всей сухопутной армии ничего не сможет сделать с запоями ее мужа. Что бы работник социальной сферы ни говорил и что бы он ни делал — с этого момента уже ничто не будет иметь никакого воздействия на тетю Зою.
Предположим, однако, что этот работник социальной сферы внимательно выслушал тетю Зою и затем использовал этот принцип, посоветовав ей сделать то, что действительно было бы для нее приемлемо. Допустим, что во время разговора он заметил, что тетя Зоя выбросила окурки из пепельницы, для того чтобы он мог стряхивать туда пепел своей сигареты. И тогда он говорит ей: «Знаете, что сделал бы я на вашем месте? Я бы начал с пепельниц, и в конце концов понемногу привел бы здесь все в порядок. На самом деле, почему бы вам не держать пепельницы в чистоте?». Она может даже разозлиться на него, но когда он уйдет, тетя Зоя обойдет всю квартиру и выбросит окурки изо всех пепельниц.
Для того, чтобы получить от человека согласие на действия по исправлению ситуации, важно найти в ней то, что он может воспринять без труда. Первый шаг этой помощи — «надо что-то с этим делать», а второй шаг содержит в себе элемент «такое, что вы способны сделать». Предлагая человеку то, что он действительно может воспринять и что он действительно может сделать, вы даете ему представление о том, что данную ситуацию можно уладить. Затем вы увидите, как тетя Зоя начнет осознавать, что может сделать нечто, что заставит ее мужа прекратить пьянствовать.
Этот принцип — советовать человеку сделать то, что он действительно может воспринять, невероятно полезен во многих сферах жизни.
Часто люди не знают, как им жить дальше. Они убеждены, что не могут изменить свою жизнь к лучшему, что совершенно невозможно стать лучше. Но используя эти знания, вы можете легко продемонстрировать даже целой группе людей, что возможность улучшения существует. Это можно сделать следующим образом:
Сначала дайте тому человеку, которому вы хотите помочь, такой совет: «Возьмите лист бумаги и составьте краткий список проблем, которые существуют в вашей жизни».
Когда он это сделает, спросите: «Какую из них вы можете воспринимать легче всего? Теперь запишите это».
Затем скажите ему: «Напишите, что вы можете сделать в отношении последнего записанного вами пункта, в чем вы абсолютно уверены».
И наконец, скажите ему: «Хорошо, вы видите то, что вы только что написали на этом листе? Делайте это!».
Человек может оказаться в ситуации, которая кажется ему подавляющей, и поэтому он ничего с ней не делает. Но ему можно помочь, находя в данных обстоятельствах приемлемое для него действие по ее исправлению. Если он сможет урегулировать один аспект этой ситуации, то его взгляд на нее может значительно измениться в лучшую сторону, и он обретет способность полностью с ней справиться.
Использование этого принципа может оказать людям громадную помощь — в социальной сфере, в управлении группами, в преподавании, чтении лекций и во многих других областях.
Не говорите людям о тех проблемах, с которыми, по их убеждению, они не могут ничего сделать, ожидая при этом, что они с энтузиазмом возьмутся за разрешение этих проблем.
Ни найденная проблема, ни предложенное решение не должны превышать способность человека, к которому вы обращаетесь, спокойно воспринимать их. Передать какую-либо идею — это самое простое, но эта идея не должна превышать потенциал восприятия человека, который будет ее воплощать.
Последовательность такова: Какова ситуация? Какую часть данной ситуации потенциально возможно воспринять? Что может сделать этот человек с этой частью данной ситуации?
Большинство людей перестает давать советы, потому что им никогда не следуют. Но если вы будете соблюдать те правила, которые здесь изложены, то из вас выйдет очень успешный советчик.
Поскольку людей просят делать то, что вполне для них приемлемо, они обретают способность успешно разрешать проблемы. В результате, они обретут способность видеть и без труда воспринимать большее количество своих трудностей, и тогда описанную выше последовательность можно будет повторить. При новом пересмотре общего положения дел обнаружится, что их потенциальная способность воспринимать проблемы улучшилась.
Единственная трудность, с которой вы можете столкнуться, состоит в том, что иногда люди начинают двигаться с излишней уверенностью в себе и ведут себя подобно ребенку, который только что научился ходить, а уже стремится бегать. К сожалению, примерно на третьем шаге он обычно падает лицом вниз. Они могут стать излишне честолюбивыми. Это нужно учитывать и заранее предупреждать человека: «Сейчас пока ничего кроме этого не делайте».
Если вы сумеете научиться (1) быстро определять то, что человек считает неудовлетворительным; затем (2) выяснять, какой из этих пунктов он способен воспринимать без трудностей; затем (3) выяснять, что он считает возможным сделать в отношении этого пункта; и затем (4) побуждать его делать это (и в этот момент очень строго настаивать на том, чтобы этот пункт действительно был выполнен), то вы каждый раз будете очень легко и просто получать Согласие с большой буквы.
|