Вегето-сосудистая дистония (ВСД) - симптомокомплекс
многообразных клинических проявлений, затрагивающий различные органы и
системы и развивающийся вследствие отклонений в структуре и функции
центральных и/или периферических отделов вегетативной нервной системы.
Вегето-сосудистая дистония - не самостоятельная нозологическая форма,
однако в сочетании с другими патогенными факторами она может
способствовать развитию многих заболеваний и патологических состояний,
чаще всего имеющих психосоматический компонент (артериальная
гипертензия, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, язвенная
болезнь и др.). Вегетативные сдвиги определяют развитие и течение многих
заболеваний детского возраста. В свою очередь, соматические и любые
другие заболевания могут усугублять вегетативные нарушения.
Признаки вегето-сосудистой дистонии выявляют у 25-80% детей,
преимущественно среди городских жителей. Их можно обнаружить в любом
возрастном периоде, но чаще наблюдают у детей 7-8 лет и подростков. Чаще
данный синдром наблюдают у девочек.
Вегето-сосудистая дистония. Причины.
Причины формирования вегетативных расстройств многочисленны. Основное
значение имеют первичные, наследственно обусловленные отклонения в
структуре и функции различных отделов вегетативной нервной системы, чаще
прослеживаемые по материнской линии. Другие факторы, как правило,
играют роль пусковых механизмов, вызывающих манифестацию уже имеющейся
скрытой вегетативной дисфункции.
Формированию вегето-сосудистой дистонии во многом способствуют
перинатальные поражения ЦНС, приводящие к церебральным сосудистым
расстройствам, нарушению ликвородинамики, гидроцефалии, повреждению
гипоталамуса и других отделов лимбико-ретикулярного комплекса.
Повреждение центральных отделов вегетативной нервной системы приводит к
эмоциональному дисбалансу, невротическим и психотическим нарушениям у
детей, неадекватным реакциям на стрессовые ситуации, что также влияет на
формирование и течение вегето-сосудистой дистонии.
В развитии вегето-сосудистой дистонии очень велика роль различных
психотравмирующих воздействий (конфликтные ситуации в семье, школе,
семейный алкоголизм, неполные семьи, изолированность ребёнка или
чрезмерная опека его родителями), приводящих к психической дезадаптации
детей, способствующей реализации и усилению вегетативных расстройств. Не
меньшее значение имеют часто повторяющиеся острые эмоциональные
перегрузки, хронические стрессы, умственное перенапряжение.
К провоцирующим факторам относят разнообразные соматические, эндокринные
и неврологические заболевания, аномалии конституции, аллергические
состояния, неблагоприятные или резко меняющиеся метеорологические
условия, особенности климата, экологическое неблагополучие, нарушения
баланса микроэлементов, гиподинамию или чрезмерную физическую нагрузку,
гормональную перестройку пубертатного периода, несоблюдение режима
питания и т.д.
Лечение при вегето-сосудистой дистонии должно быть комплексным,
длительным, индивидуальным, учитывающим особенности вегетативных
нарушений и их этиологию. Предпочтение отдают немедикаментозным методам.
К ним относят нормализацию режима дня, устранение гиподинамии,
дозированную физическую нагрузку, ограничение эмоциональных воздействий
(телепередачи, компьютерные игры), индивидуальную и семейную
психологическую коррекцию, а также регулярное и рациональное питание.
Положительный эффект оказывают лечебный массаж, иглорефлексотерапия,
водные процедуры. Особенности физиотерапевтического воздействия зависят
от формы вегетативных расстройств (например, при ваготонии назначают
электрофорез с кальцием, кофеином, мезатоном, а при симпатикотонии - с
эуфиллином, папаверином, магнием, бромом).
При недостаточной эффективности немедикаментозного лечения назначают
индивидуально подобранную медикаментозную терапию ограниченным
количеством препаратов в минимальных дозах с постепенным их увеличением
до эффективных. Большое значение в комплексной терапии вегето-сосудистой
дистонии придают лечению хронической очаговой инфекции, а также
сопутствующей соматической, эндокринной и другой патологии.
Широко применяют седативные средства (препараты валерианы, пустырника,
зверобоя, боярышника и др.), а также транквилизаторы, антидепрессанты,
ноотропы (например, фенибут, карбамазепин, диазепам, амитриптилин,
пирацетам, пиритинол).
Нередко благоприятное действие оказывает применение глицина, пантогама,
глутаминовой кислоты, комплексных витаминных и микроэлементных
препаратов.
Для улучшения церебрального и периферического кровообращения,
восстановления микроциркуляции применяют винпоцетин (например,
кавинтон), циннаризин, никотиновую кислоту, пентоксифиллин (например,
трентал).
При симпатикотонии возможно применение ß-адреноблокаторов
[пропранолола (например, анаприлина, обзидана)], при наличии
ваготонических реакций - психостимуляторов растительного происхождения
(препаратов элеутерококка, лимонника, заманихи и др.).
У детей с внутричерепной гипертензией проводят дегидратационную терапию
[ацетазоламид (диакарб) с препаратами калия, глицерол]. Большое значение
в комплексной терапии вегето-сосудистой дистонии придают лечению
хронической очаговой инфекции, а также сопутствующей соматической,
эндокринной или другой патологии.
При развитии вегетативных пароксизмов в тяжёлых случаях наряду с
применением немедикаментозных методов и лекарственной пероральной
терапии необходимо парентеральное введение транквилизаторов,
нейролептиков, ß-адреноблокаторов, атропина в зависимости от
характера криза. Диспансерное наблюдение за детьми с вегето-сосудистой
дистонией должно быть регулярным (1 раз в 3-6 мес или чаще в зависимости
от формы, тяжести и типа течения синдрома), особенно в переходные
сезоны (весна, осень), когда необходимо повторять обследование и по
показаниям назначать комплекс лечебных мероприятий.
Профилактика вегето-сосудистой дистонии
Профилактика представляет собой комплекс превентивных мер, направленных
на предотвращение действия возможных факторов риска, предупреждение
прогрессирования имеющихся вегетативных сдвигов и развития пароксизмов.
Избавиться от психоэмоционального напряжения, стрессов, тревоги и
беспокойства лучше всего можно с помощью медитаций, эффект от которых
значительно более долговременный, чем после приема медикаментов, а
негативных последствий, побочных эффектов, которые всегда есть при
медикаментозном лечении, в этом случае нет. Конечно, проведение
медитаций требует проявления некоторой силы воли, особенно в первое
время, но потом выполнять их становится все легче, и постепенно вы уже
не сможете представить свою жизнь без них.
Конечно, в официальной медицинской литературе вы не встретите
рекомендаций заниматься медитациями, там говорится об аутотренинге. Но,
по правде сказать, опыт подсказывает, что пациенты легче воспринимают
рекомендацию освоить медитацию, чем упражнения аутотренинга, которые у
многих сразу ассоциируются с фильмом «Самая обаятельная и
привлекательная» и героиней Татьяны Васильевой.
Во время медитации человек обретает гармонию с собой, спокойствие,
умиротворение. Медитация позволяет обрести уверенность в том, что все
происходящее с нами целесообразно и небеспричинно.
Сядьте удобно на стул с жесткой спинкой: ноги стоят на полу, руки
лежат на коленях. Спина опирается на спинку стула, голова держится по
возможности прямо (однако не стоит сосредоточиваться на прямизне и
правильности посадки, небольшое отклонение в вашей осанке — мелочь, вы
не на приеме у ортопеда, расслабьтесь, сейчас вам предстоит
медитировать, а не доказывать кому-то, что ваш позвоночник безупречно
прям).
Начинайте расслаблять участки своего тела — со ступней ног до головы.
Делается это так. Вы говорите себе: «Моя правая стопа расслабленная и
тяжелая, я чувствую тепло в ней», — и ощущаете то, что говорите. Затем:
«Моя левая стопа расслабленная и тяжелая, я чувствую тепло в ней». Далее
точно так же поочередно расслабляете все части тела: правую и левую
лодыжки, колени, бедра, туловище, кисти, предплечья, шею, лицо.
Обычно после двух недель тренировок вам будет удаваться привести себя
в расслабленное состояние, поочередно «отключая» все системы за
полминуты. Однако для начала придется потратить 5—7 минут на такое
последовательное расслабление.
Теперь наметьте взглядом на стене напротив точку, находящуюся
несколько выше уровня ваших глаз. Вглядывайтесь в нее до тех пор, пока
не почувствуете, что ваши веки тяжелеют. Закройте глаза. Начните в уме
обратный отсчет от 50 до 1. Досчитав, вы ощутите себя в состоянии
свободного парения — без мыслей и чувств, желаний и сожалений.
Представьте себе некий объект во всех возможных деталях (если это
будет цветок, то мысленно хорошенько рассмотрите его, каждый лепесток,
каждый листик, ощутите его запах; если яблоко, то рассмотрите, какой оно
формы, какого цвета его кожица, ощутите его аромат и вкус и т.д.).
Сосредоточьтесь на рассматривании выбранного вами для медитации
предмета, делайте это внимательно и обстоятельно, не допускайте любых
посторонних мыслей и чувств. Медитативное созерцание поможет вам войти в
состояние неподвижности ума и глубокого покоя. Чтобы выйти из
медитации, просчитайте от 1 до 50 в прямой последовательности и откройте
глаза.